Понимание эквализации (пособие начинающим) --------------------------------------------------------------------— Прежде всего, следует начинать расставлять все по своим местам не с эквалайзера. Начинать нужно с композиции песни. Если вы сочиняете песню с использованием инструментов, имеющих частотные диапазоны не пересекающиеся друг с другом - процесс эквализации будет намного проще. Также необходимо отметить, что прежде чем хвататься за ручку эквалайзера, необходимо выверить уровни громкости и панорамы. Работа с панорамой может открыть много места для "соревнующихся" частот. Поэтому сначала разберитесь с этими двумя вещами, а уж потом крутите ручки эквалайзера. Вы вполне можете обнаружить, что вам вообще не нужна эквализация, или нужна но в мизерных количествах. Когда вы усилите или вырежете любую частоту, помните что это может сказаться на общем уровне звука и вам вероятно придется опять вернуться к ползункам громкости для корректировки уровней. А теперь перейдем собственно к эквалайзеру: Я полагаю, все мы знаем что диапазон слышимых частот лежит в райное 20Гц - 20КГц. Нижние частоты начиная от 20Гц и до скажем 100-200Гц не только слышимы, они еще и ощутимы. Никогда не задумывались почему это так? Почему ваша рубашка и грудь вибрируют в ночном клубе в такт басам и бочке? Те нижние частоты полны энергии, и эта энергия вполне может пытаться сдвинуть то, через что она проходит. Все просто, звук - это энергия. Как машина, мчащаяся по дороге со скорость 100 км/ч. Поставьте перед ней что нибудь, и машина (как и звук) попробуют пройти сквозь обьект. Чем легче машина (т. е. чем выше частота) - тем с меньшей энергией она будет врезаться в обьект, следовательно, тем меньше способность сдвинуть обьект, с которым происходит столкновение. Некоторые настолько легкие что они просто отскакивают обратно в другом направлении пока не наткнутся на что нибудь еще. Это значит, что нижние частоты полны энергии, а высокие - просто кучка блох, прыгающих во все стороны. Теперь представим следующее. Скажем, вы сделали трек с громоподобным басом, он звучит до невозможности круто и заставляет вибрировать все вокруг, но в таком случае вам понадобится поистине инфернальный усилитель чтобы "прокачать" этот трек. Следующее, что вы делаете - записываете его на диск и ставите его в машине, но он звучит как полное дерьмо. Но как же это могло случиться?! Вы только что создали многомиллионный бестселлер, а ваша автомобильная стереосистема его портит! Ну, в вашей студии на 100 ваттах вам хватает энергии для всех ваших частотных причуд, но поставьте это в автомобильной стереосистеме со, скажем, 20 ваттами, и вы обнаружите, что она просто "не прокачивает". Кое чего не будет слышно. "Тяжеловесы" расчищают себе путь, а "блошки" теряются. Все будет звучать как одна большая линия баса и грязи. Вот вам несколько правил. Я их иногда нарушаю, но в целом они срабатывают в 90% случаев: 1. Всегда используйте параметрический эквалайзер. Графические эквалайзеры - для лохов. 2. Если усиливаете какую либо частоту - Q должен быть шире (т. е. меньше чем) 2. (сначала попробуйте поработать с параметрическим эквалайзером а потом уже задавайте вопрос "что такое Q") 3. Когда вырезаете какую либо частоту - Q должен быть узким - от 1.5 и выше. 4. Никакое усиление или вырезание не должно быть больше +/- 6db (исключение составляет полное вырезание какой либо частоты). 5. 75% усилений в моих миксах меньше 2 db. 90% усилений - меньше 4 db. 6. Нет ничего страшного в том, чтобы иногда применять усиление или вырезание с широким Q в сочетании с более узким усилением или вырезанием если вам нужно радикальное усиление именно на той частоте (звук получается более натуральным и менее похожим на резонансный гул). * Касаемо "усилений" и "вырезаний". "Усиление" (в оригинале boost) - поднятие уровня громкости определенной частоты, "вырезание" (в оригинале - cut) - соответственно, уменьшение уровня громскости определенной частоты. Также в тексте будет встречаться "вырезание" частоты в смысле полного вырезания звуков на данной частоте из дорожки (то есть уменьшение громкости звуков на данной частоте до минус бесконечности). Итак, когда я использую эквалайзер (я часто произвожу тонкую подстройку) я всегда делаю одну из двух вещей: 1. Убираю "плохие" качества звука, как например вибрации, низкочастотные шумы, "грязные" частоты итд. 2. Если "плохих" качеств нет - акцентирую "хорошие". После решения тех проблем я могу наконец приступить к фактическому сведению инструментов. Я всегда спрашиваю себя: "Где живет эта дорожка?" и стремлюсь к вырезанию остальных дорожек, вторгающихся на эту территорию, на несколько db. Идея состоит в том, чтобы вырезать части "мешающих" сигналов чтобы позволить определенным инструментам "блистать" на конкретных частотах. Вот моя общая схема (все это очень условно и относительно: 80hz - сила баса 100hz - удар бас-барабана 200hz - низ гитары 250hz - "теплота" вокала 350hz - удар ведущего барабана 400hz - основной то баса 500hz - лязг хетов 600hz - лязг тарелок 800hz - стук от удара по тарелкам 1000hz - "мясо" гитары 1200hz - основной тон ведущего барабана 1400hz - "мясо" вокала 1600hz - хлопок бас-барабана/медиатор (атака) 2500hz - хлопок ведущего барабана 3000hz - середина вокалов 4000hz - звон райда/верха бас гитары 6000hz - звон хетов 7000hz - звон тарелок 8000hz - верха бас-барабана 9000hz - яркость на ведущем барабане и тарелках 10000hz - яркость на вокалах 12000hz - "воздух" на вокалах 14000hz - "воздух" на тарелках Обычно я хочу чтобы каждый элемент был "звездой" того частотного диапазона. Все, что находится рядом и крадет мощь инструмента, получает мягкое вырезание на 1-3dB с достаточно широким диапазоном частот. Например, почти всегда придется вырезать гитару в районе 3khz чтобы оставить место для вокала - особенно на большом перегрузе с кучей обертонов. Немного уберите гитару в том районе и ХЛОП... Вокалы выходят на свет. Я понимаю, что мой метод - долгий и требует времени, но результат того стоит. Мне нравится думать что весь спектр частот представлен чем то уникальным в каждом районе, что дает возможность просматриваться всей инструментовке. Я также часто использую панорамирование чтобы добиться чистоты и раздельности, особенно когда два элемента делят между собой частоту. Хорошо бы их развести по панораме. Прекрасный пример - райд и верх баса: бас будет идти на вас с центра, а райд будет слева или справа, избегая конфликта. Вот справочник по частотам инструментов: Чтобы понять эквализацию со всеми ее особенностями, вам нужен опыт. Однако, чтобы было проще начать, вот вам таблица обычного использования частот инструментов и то, как они влияют на звук. Однако, каждый звук имеет свой характер, и поэтому это - очень условный перечень... Бас-барабан Любая грязь может быть убрана в районе 300Hz. Попробуйте небольшое усиление в районе 5-7kHz чтобы добавить верхов. 50-100Hz ~ добавляет низы 100-250Hz ~ добавляет округлость 250-800Hz ~ область "грязи" 5-8kHz ~ добавляет "присутствие" в верхнем диапазоне 8-12kHz ~ добавляет шипение Ведущий барабан Попробуйте небольшое усиление в районе 60-120Hz если звук слабоват. Попробуйте усиление в районе 6kHz для того самого "щелкающего" звука. 100-250Hz ~ "наполняет" звук 6-8kHz ~ добавляет "присутствие" Хеты или тарелки Любая грязь может быть убрана в районе 300Hz. Чтобы добавить яркости поробуйте небольшое усиление в районе 3kHz. 250-800Hz ~ область "грязи" 1-6kHz ~ добавляет "присутствие" 6-8kHz ~ добавляет чистоту 8-12kHz ~ добавляет яркость Бас Попробуйте усиление в районе 60Hz чтобы добавить основного тона. Любая грязь может быть убрана в районе 300Hz. Если нужно больше "присутствия" - усиливайте в районе 6kHz. 50-100Hz ~ добавляет низы 100-250Hz ~ добавляет округлость 250-800Hz ~ область "грязи" 800-1kHz ~ добавляет "мяса" на маленьких динамиках 1-6kHz ~ добавляет "присутствие" 6-8kHz ~ добавляет "присутствие" в верхнем диапазоне 8-12kHz ~ добавляет шипение Вокал С этим посложнее, поскольку оно зависит от микрофона, которым записывали вокал. Однако... Применяйте усиление или вырезание в районе 300hz (в зависимости от микрофона и песни). Применяйте небольшое усиление в районе 6kHz чтобы добавить чистоты. 100-250Hz ~ добавляет "присутствие" 250-800Hz ~ область "грязи" 1-6kHz ~ добавляет "присутствие" 6-8kHz ~ добавляет чистоту и акцентирует "свистящие" звуки ("с", "з" итд) 8-12kHz ~ добавляет яркость Фортепиано Любая грязь может быть убрана в районе 300Hz. Применяйте небольшое усиление в районе 6kHz чтобы добавить чистоты. 50-100Hz ~ добавляет низы 100-250Hz ~ добавляет "округлость" 250-1kHz ~ область "грязи" 1-6kHz ~ добавляет "присутствие" 6-8Khz ~ добавляет чистоту 8-12kHz ~ добавляет шипение Электрогитара Опять же тут все зависит от микса и записи. Применяйте усиление или вырезание в районе 300hz, в зависимости от песни и звука. Попробуйте усиление в районе 3kHz чтобы добавить звуку "четкости" или вырезание чтобы добавить звуку "прозрачности". Попробуйте усиление в районе 6kHz чтобы добавить "присутствия". Попробуйте усиление в районе 10kHz чтобы добавить яркости. 100-250Hz ~ область основного тона 250-800Hz ~ область "грязи" 1-6Khz ~ "прорезает" микс 6-8kHz ~ добавляет чистоту 8-12kHz ~ добавляет шипение Акустическая гитара Любая грязь может быть убрана в районе 100-300Hz. Применяйте небольшое вырезание в районе 1-3kHz чтобы "поднять" гитару. Применяйте небольшое усиление в районе 5kHz чтобы добавить "присутствия". 100-250Hz ~ область основного тона 6-8kHz ~ добавляет чистоту 8-12kHz ~ добавляет яркость Струнные Здесь все зависит от микса и звука. 50-100Hz ~ добавляет низы 100-250Hz ~ область основного тона 250-800Hz ~ область "грязи" 1-6hHz ~ добавляет четкость 6-8kHz ~ добавляет чистоту 8-12kHz ~ добавляет яркость

Теги других блогов: музыка звук эквализация