🎶🎶Принципы работы EQ🎶🎶
Существуют эквалайзеры разных типов, однако все они делают одно и тоже — увеличивают или уменьшают громкость группы частот. Здесь рассматриваем параметрические эквалайзеры.
Частоты в параметрическом эквалайзере разбиты на группы, каждая группа имеет свой фильтр. Комбинируя группы можно создать бесконечное количество вариантов коррекции.
Фильтр в группе имеет следующие параметры: Частота — частота центра группы частот.
Q/Bandwidth — добротность фильтра, на какое количество соседних частот оказывает влияние фильтр. Чем больше Q, тем меньше частот. Gain — прирост уровня
Выравнивание средних частот
Прослушайте запись и постарайтесь услышать возможные проблемы. Начните со средних частот (голос, гитары, клавиши и т.п.), поскольу часто именно там сердце композиции. Звучит ли она мутно (muddy), гнусаво (nasal) или резко (harsh). Сравните со звуком другой записи (коммерческой). Попробуйте для себя обозначить различия в области средних частот.
Слишком мутно (грязно): Попробуйте прибрать частоты от 100 до 300 Гц
Гнусаво: Попробуйте прибрать частоты от 250 до 1000 Гц
Резко: Может быть вызвано звуками с частотой от 1000 до 3000 Гц, попробуте прибрать этот диапазон на пару децибел.
Вполне возможно что пара фильтров в этой области помогут спасти положение.
Вы получите более естественное звучание используя широкие фильтры с низкой добротностью (Q < 1.0). Если вы поймали себя на том, что применяете слишком узкие фильтры, или слишком уж задираете уровень, то скорее всего вы пытаетесь выправить нечто, что нельзя исправить при помощи эквалайзера. Вернитесь к сведению и попробуйте найти проблему там.
Вдобавок, ваши уши быстро привыкнут к настройкам эквалайзера, и вы можете начать задирать частоты больше чем необходимо для того что бы услышать разницу.
Выравнивание низких частот.
Сравнивая на этом этапе свою запись с коммерческими у вас может появится желание усилить бас эквалайзером — однако воздержитесь. Запись получит четкий бас — мы сможем сделать это многополосным компрессором.
Разумное применение эквалайзера на низких — срезать частоты ниже 30-40 герц. Хотя мы слышим частоты до 20 Гц, и при таком срезе могут потерятся некоторые звуки инструментов, но обычно басом назывются звуки в диапазоне 50-100Гц, и низкие частоты могут быть безболезненно срезаны. Таким образом можно будет убрать низкочастотное гудение и шумы, которые в противном случае повлияют на общий уровень записи.
Помните, что на каждое действие есть противодействие. Задирая одни частоты вы можете перекрыть другие, и наоборот, понижая уровень можно подчеркнуть оставшиеся. Каждое изменение эквалайзера влияет на всю картину в целом.
Бас-гитара и бас-барабан могут занимать весьма широкий частотный диапазон — основной тон бас-барабана сфокусирован обычно возле 100 Гц, тогда как атака того же барабана вполне может быть в диапазоне от 1000 до 3000 Гц. Иногда можно добится более четкого звучания баса эквалайзером в этом диапазоне частот, тогда как на 100 Гц можно получить муть в звуке.
С другой стороны, если вы хотите добавить звонкость басу в стиле хип-хопа, попробуйте сделать небольшой пик на частотах 50-60 Гц.
Выравнивание высоких частот.
В последнюю очередь прислушайтесь к звучанию высоких частот.
— Не удивляйтесь, если ваша запись звучит слегка вяло и приглушенно. Вы можете исправить это эквалайзером с низкой добротностью (в широком диапазоне частот) в районе 12-15кГц. С другой стороны, добавить яркости и блеска можно при помощи гармонического эксайтера.
— Будьте осторожны поднимая частоты в диапазоне 6000-8000Гц, вы сможете добиться присутсвия на этих частотах, но так же возможно появление раздражающего призвука и звука «ccc» для вокала.
— Подавление шума — отдельный большой вопрос, но иногда вы можете приглушить шипение ленты и шум прибирая частоты в от 6000 до 10000 Гц. (так же вы можете воспользоваться специальными средствами подавления шума)
— Более приятный звук с высокими частотами, понижающимеся постепенно, с наклоном 6дБ на октаву.